Переломное время. Что ломается в нём? А ломаются старые привычки, старые устои, старая мораль. Падают, треща, одни моральные установки, мучительно утверждаются новые. Падают, исчезают люди старые и утверждаются новые.
Тот, кто захочет найти здесь занудное прожёвывание различных категорий, типа: что такое счастье, благо и т.д. – тому не сюда. Не об этом разговор. Не об этом сейчас душа болит.
Окружающий нас мир состоит из различных предметов. Эти предметы взаимодействуют между собой, образуя те или иные события. Мы являемся участниками этих событий, иногда невольными, а иногда сами их вызываем. Мы взаимодействуем с предметами природы и с ее живыми существами, а также друг с другом. Люди заметили, что все взаимодействия совершаются по строгим законам природы. Это касается и взаимодействия людей.
Этика - это наука о законах взаимодействия людей. Значение этики в жизни человека огромно. Без знания ее основ человек лишь жалкое подобие человека. Аристотель называл рабов говорящими орудиями потому, что они не владели этикой. Если бы они знали этические законы и управляли собой в соответствии с их требованиями, они бы добились уважения к себе, а значит и достойного положения в обществе, значит - не были бы рабами. У рабов, говорил Аристотель, отсутствует такая область знания как этика. А если она отсутствует у нас? Все мы знаем, как важна математика в нашей жизни. Этика - еще более важная наука. Если математика изучает законы взаимодействия чисел, а этика - законы взаимодействия людей, то разница между математикой и этикой такая же, как между числом и человеком.
Человек - общественное существо, и жить без общества человек не может. Общество появилось именно потому, что люди без контакта друг с другом, без помощи друг друга жить дальше не смогли. Один человек - довольно слабое существо. На него могли напасть и волки, и медведи, и любой другой крупный зверь. Уже это заставляло людей объединяться, держаться вместе, чтобы противостоять зверю. Но на этом необходимость быть вместе у людей не заканчивается.
Все вы, наверное, видели охоту волков на лося. Один волк здорового лося не одолеет, а вместе - да. Точно так и людям нужно было объединяться в своей охоте на животного. Но такое объединение было недолговечным, быстро распадалось. Да и мы были еще не совсем люди. И все-таки. Во время охоты нужно было согласовывать свои действия между собой. Появлялась потребность сказать что-то друг другу. Необходимость совместных действий заставляла человека учиться говорить. Но эта необходимость совместных действий и развития речи усилилась, когда люди перешли от охоты к скотоводству. При этом они на ступеньку стали еще больше людьми. Теперь общность людей стала постоянной. Образовались скотоводческие племена. Эти племена уже представляли собой общество как систему постоянных связей между людьми. Еще больше люди стали людьми, когда перешли к земледелию.
Земледелие потребовало создания сложной системы различных человеческих действий или операций. Процесс земледелия включает в себя очень большое количество различных человеческих действий - гораздо более сложных, чем действия во время скотоводства и тем более - охоты. Земледелие не исключало скотоводство, а в более развитом виде включало его в себя. Теперь появлялась новая отрасль: изготовление орудий обработки земли - ремесленничество. При этом все действия должны быть согласованы между собой. Соответственно многообразию действий людей появлялась сложная система их связи. Связи действий или операций требовали установления связей между людьми. Связи, контакты людей требовали соответствующего развития речи, культуры общения, этики. С развитием земледелия развивалась культура человека, развивалась его речь, законы его поведения, этика. Развитие культуры контакта вело к развитию речи, развитию самого человека как человека.
Контактом мы называем какую-то связь между людьми. Общество как целостный организм не может существовать без их контактов. И развитие общества невозможно без совершенствования контактов между людьми. Сначала эти контакты имели в большей степени насильственный характер, потом все больше в них проявлялись элементы доброты. На заре появления человека как вида люди нападали друг на друга и поедали слабых. После первобытного общества возникло рабовладельческое. Оно тоже применяло насилие, но жизнь человека сохранялась. В феодальном обществе отношения между людьми стали добрее.
Рабовладелец был силен количеством рабов, фео- дал - крепостных крестьян, капиталист - рабочих. Посмотрите: везде сила человека определяется количе- ством его связи с людьми. Но так как капиталист пришел на смену феодала, помещика, значит он сильнее их. Почему? Потому что его отношения с рабочими добрее, чем помещика с крепостными крестьянами. В свою очередь феодал оказался сильнее рабовладельца, потому что его отношения с крепостными крестьянами были добрее, чем у рабовладельца с рабами. Отсюда следует, что сила человека не просто в контакте, а в том добре, которое он несет другому.
Хотя отношение капиталиста к своим рабочим добрее, чем у его предшественников, все-таки у него имеется что-то унижающее рабочего: вроде он хуже капиталиста, не такой человек, как капиталист, не ровня ему. Значит и такие отношения не совсем добрые. А разве есть отношения добрее? Есть. Такие отношения начали складываться в нашей стране. Все вы очень хорошо знакомы с таким выражением, как "иметь связи", или "не имей сто рублей, а имей сто друзей". Без связей у нас ничего не сделаешь, не проживешь. И у кого больше и лучше связи, тот сегодня лучше живет. Почему так? Потому что чем больше контактов, тем сильнее человек. Конечно, мы осуждаем нехорошие связи, но лучше иметь хоть какие-то, чем никаких. Обычно люди, устанавливающие даже (к сожалению) плохие связи, живут лучше тех, кто не имеет никаких связей. Ведь такой человек, который делает только то, что ему скажут, действительно говорящее орудие. Он не имеет собственной инициативы для контакта. Он как будто спит. Организм каждого человека представляет собой определенный механизм движения энергии. Эта энергия не может замкнуться только внутри организма, она должна найти путь своего дальнейшего движения. Этим путем являются контакты человека. Связываясь друг с другом в обществе, люди образуют пути движения энергии. Значит тот, кто не может устанавливать контакты с другими, тот противоречит законам природы. Законам, по которым существует необходимость движения энергии.
Если ты затеваешь что-то новое, значит в тебе накопилась соответствующая энергия и она ищет выхода, ищет своего движения. Поэтому ты должен установить контакт с новыми людьми, должен уметь подойти к ним, заговорить так, чтобы они к тебе отнеслись с уважением. Все это требует работы твоей души. А в работе души концентрируется вся работа по физическому воздействию человека на природу. Работа души гораздо труднее и важнее, чем работа мозга. И если ты не можешь работать душой, не можешь контактировать с людьми, ты - не человек.
Жизнь наша независимо от нас, то есть, объективно, складывается таким образом, что мы вынуждены искать связи, контакты с другими, чтобы делать какое-то полезное дело. При этом, как только мы хотим хоть чуть-чуть унизить другого, дело у нас разваливается. Унижение - всегда насилие.
Идеал (норма) в том, чтобы создать такие отношения, которые исключают насилие. В таком случае контакт возможен только при условии удовлетворения потребностей друг друга. Уважение другого и есть удовлетворение потребностей друг друга. Такие отношения мы называем экономическими. Значит, у нас начинают устанавливаться экономические отношения. При капитализме нет экономических отношений настолько, насколько существует насилие, унижение. Товарные отношения - не совсем экономические. И еще. Экономические отношения предполагают удовлетворение материальных потребностей. А как быть с духовными потребностями? Они ведь тоже должны быть удовлетворены. Все потребности должны быть удовлетворены. Общество, в котором удовлетворяются все потребности человека, становится действительно обществом для человека, истинно человеческим обществом. Это говорит о том, что экономические отношения лежат в основе общества с истинно человеческой, доброй атмосферой, атмосферой уважения потребностей друг друга. Экономические отношения становятся частью общечеловеческих отношений. Они развиваются по законам этики. Мы будем учиться уважать друг друга, изучать законы, которые научат уважать друг друга. Наступает новое общество, новая система отношений, контактов между людьми, и мы должны быть полноправными членами такого общества.
Мы установили, что чем больше у человека связей с другими людьми, тем сильнее человек. От этой силы зависит, какое положение в обществе занимает человек, какие продукты он ест, какую одежду носит, в какой квартире живет, какая в ней мебель и т.д. От этой силы зависит здоровье человека и его духовная жизнь. Эта сила, сила контакта с другими людьми выделила человека из животного мира. Благодаря ей человек научился разговаривать, понимать другого. И друг от друга люди отличаются тем, насколько эта сила контакта присутствует в том или ином человеке. Чем больше ее в человеке, тем лучше он живет мате-. риально и духовно. Чем больше этой силы в человеке, тем больше он человек. Все необходимое для своего существования человек не может произвести сам. Это производит общество в целом. Значит, чтобы что-то иметь, чем-то пользоваться, человек должен иметь контакты с людьми. Хотя бы стремиться к этому. Нужно стремиться иметь как можно больше друзей. Значит, нужно развивать не только те способности, с помощью которых ты можешь сам что-то сделать, но и те, которые способствуют контактам с другими.
Что же нужно для установления контакта?
Первое. Быть полезным другому человеку. А для этого ты должен развивать свои способности, деловые качества, должен уметь что-либо делать. Если ты будешь выпрашивать дружбу, такой контакт зыбкий. В таком контакте ты будешь лакеем у другого, ты ему не нужен, и он тобой не дорожит. Завоевывать дружбу надо своей полезностью. Уважения не выпросишь и не потребуешь. Его можно только заработать. Второе. Уметь подавить свою потребность тогда, когда она противоречит потребности другого. Помни: если ты не можешь обуздать свои желания, ты не человек. Насколько можешь - настолько человек. Это и есть то, что мы называем силой воли. Сила воли - это сила контакта, сила человека. Она особенно наглядно проявляется в умении сдерживать свои желания, эмоции. Не умеешь сдерживать себя хотя бы в одном желании - можешь погубить себя. Но сдерживать себя надо только тогда, когда в этом есть необходимость - противоречие с желанием другого. Если такого нет, сдерживание вредно для организма.
Жизнь заставила людей объединяться друг с другом. И не только людей. Все стремятся быть вместе. Любой зверь в одиночку не может жить долго - пропадет. Всякое живое существо ищет контакта с другим существом. И не только для того, чтобы лучше прокормиться. Продолжение рода тоже не возможно без контакта. И не только это. Посмотрите, как страдают звери в неволе без общения. У них есть корм, есть все для физического существования. Но они чахнут от того, что нет свободного общения с себе подобными. У многих дома есть животные. Вы понимаете необходимость общения с ними. Еще больше это относится к человеку. Человеку одному скучно. Возникает сильное чувство тоски, одиночества. Ему необходимо общение, контакт с другими людьми: духовный и физический.
В том, что люди стремятся к контакту и находят в нем источник своего существования, лежит глубокая тайна силы природы, источника существования. К единству стремится все живое. Но единство является источником существования не только живого. Почему вы говорите, что вазы нет, когда она разбилась? Потому что исчезло присущее вазе единство ее частей. Любой предмет существует как свойственное только ему единство его частей. Нет единства - нет вещи. В основе существования любой вещи лежит единство. Оно является источником существования всего в природе.
На уроках естествознания мы выяснили, что все - это Самобытие. Когда мы говорим о Самобытии, мы думаем о самоотношении. Самоотношение в предмете и есть его единство. Ведь если спросить тебя, что такое единство, ты ответишь: когда речь идет об одном и том же. Мы говорим: одно и то же. Что это такое? Это и есть самоотношение. Значит, самоотношение и вместе с ним Самобытие выглядит в предмете как его единство. Поэтому насколько един предмет, настолько он существует, настолько он есть. Но каждый предмет, каждый из нас составляет часть этого всего - Самобытия. Поэтому мы частично и существуем, то есть ограниченно и в пространстве, и во времени. И насколько мы связаны, соединены друг с другом и с предметами природы, настолько мы соединяемся со всем, с Самобытием. А насколько мы связаны с Самобытием, настолько мы есть, настолько мы существуем. Поэтому-то источник нашей силы, силы нашего существования мы находим в контакте с другими людьми. Через этот контакт мы соединяемся и с природой, и с ее предметами. Соединяясь, мы преодолеваем свои границы, свою ограниченность как пространственную, так и временную, продлеваем свою жизнь.
Единство - источник нашего существования.
Каждый из нас имеет свои границы. Особенно наглядны они в пространстве. Но имеются границы и духовные, границы наших возможностей и способностей. Если бы не было границ у каждого из нас, не было бы и нас. Границы наши характеризуют нас. Каждое явление существует настолько, насколько оно соединено с другими явлениями. Если оно не соединено с другими, оно не проявляется в других, значит для этих других оно не существует. Если предмет нигде не проявляется, он не существует совсем. Чем больше предмет соединен с другими предметами, тем больше он существует. Это касается и человека.
Но это только одна сторона Бытия. Есть еще и другая.
Представьте, что какой-то предмет полностью во всех чертах и свойствах соединен с другим предметом так, что между ними нет никакой границы. В результате мы не будем иметь двух разных предметов, а будет один предмет. Так если ты полностью соединишься с другим, тебя не станет. Поэтому ты настолько ты, насколько в тебе нет ничего от другого, т.е. насколько ты ограничен от него, отделен. Всякое явление существует как данное настолько, насколько имеет свои границы, насколько оно ограничено. Эти две стороны и составляют содержание бытия каждой вещи.
Каждый из нас, каждый предмет природы имеет свои границы. Этими границами предмет и человек ограничен. Ограничены его свойства, возможности, действия. И насколько он ограничен, настолько ему не хватает остального до совершенства.
Совершенно Самобытие. У него есть все. Каждый из нас никогда не может быть полным совершенством настолько, насколько имеет границы. Но так как нашей сущностью является единство наших частей, то мы всегда имеем потребность в преодолении своих границ, потребность к совершенствованию. У нас выросли руки, ноги. Это организм преодолел насколько мог свои границы. Мы передвигаемся, это мы преодолеваем границы того места, в котором находимся. Так же мы стремимся преодолеть и свою духовную ограниченность. И нам это удается. Мы стремимся к совершенству и совершенствуемся.
Мы стремимся к совершенству. Но так как мы ограничены, то ограничены и наши стремления к совершенству, и действия по достижению совершенства. Это значит, что в наших действиях не хватает того, что нужно для совершенствования. Не хватает, значит есть потребность, хотя она сама ограничена, не может быть удовлетворена нашим действием. Как быть? Ограниченность возможностей человека к совершенству толкает его на воровство, обман, грабеж и т.д. Это и есть зло. Зло - это все то, что наносит вред существованию человека. Добро - это все то, что является источником существования, способствует жизни. Как же получается? Чтобы сделать себе добро, я иногда должен обманывать, воровать у другого, т.е. делать зло. Возможно ли такое? Об этом мы узнаем позже.
Человек ограничен и поэтому всегда несет в себе зло. Значит ли, что человек не может бороться со своим злом? Конечно, может. Мы уже говорили, что сущностью человека является его единство, стремление к совершенству за счет преодоления своих границ. Поэтому он стремится к контакту с другими людьми, стремится соединиться с предметами природы: хлебом, яблоками и т.д. Именно поэтому предметы, которые способны соединиться с человеком внутри его организма, мы называем пищей, источником существования человека.
Давайте подумаем, что нужно человеку, чтобы соединиться с каким-нибудь предметом. Сначала надо понять, что означает: два предмета соединены? Это означает, что два предмета есть одно и то же. Предметы соединяются в том свойстве, в каком они есть одно и то же. Значит, чтобы соединиться человеку с предметом в каком-то свойстве, человек должен произвести это свойство. В тот момент, когда человек произведет такое свойство, в этот момент он и соединится с предметом. Например, чтобы взять в руки карандаш, ты должен сложить пальцы своей руки так, чтобы они соответствовали форме карандаша. Чем лучше будет соответствие, тем плотнее пальцы будут прижимать карандаш, тем больше единства будет между пальцами и карандашом. Итак, чтобы соединиться с какой-либо вещью в каком-либо свойстве человеку нужно произвести это свойство самому. Чтобы соединиться человеку с другим человеком, надо своей душой произвести свойства души этого человека. Конечно, душевная работа гораздо труднее работы рук. Но именно она характеризует интеллект человека.
Что же получается? Получается то, что я соединяюсь с предметом только в том, что я сам произвел. Я присоединяю предмет настолько, насколько его сам произвел. Конечно, вместе с произведенным свойством я присоединяю и предмет, но потом я его все равно выбрасываю, оставляя себе только то, что сам произвел. На самом деле это только кажется, что я присоединил и то, что не произвел.
Итак, я могу присоединить к себе только то, что сам сделал. А если я своровал кусок хлеба и съел? Что тогда? Насколько этот кусок чужой, настолько его свойства не соединятся со мной, с моим организмом, настолько они будут вредить ему, деформировать его структуру, разрушать. Значит, если я ем ворованное, добытое обманным путем, я приношу вред своему организму. Насколько я человек, настолько я един с людьми. Воровство, обман означают только то, что у меня нет человеческого контакта, нет единства с тем, у кого я ворую или кого я обманываю. Насколько я ворую, обманываю, настолько я вообще не человек. Но насколько я отличаюсь от этого человека, настолько я с ним не един, настолько хлеб его будет вредить мне, моему организму. И если так день за днем? Постепенно мой организм разрушается. В этом причина смерти человека. Человек ограничен и стремится пожить за счет другого. Но этим он не спасает себя, а губит. Человек живет ровно столько, сколько живет за свой счет.
Что же делать? Первое. Когда хочется есть, а нечего - надо терпеть. Терпеть потому, что твоя потребность несправедливая, если нет для нее средств удовлетворения. Твое терпение перестроит твой организм, сделает его более совершенным, соответствующим условиям жизни. Терпение перестроит организм так, что потребность будет возникать тогда, когда ты сможешь ее удовлетворить.
Второе. Надо развивать способность производить средства удовлетворения своей потребности. В том числе развивать и способность к контакту с другими. Тогда тебе не придется воровать. Тогда ты сможешь честно сказать, что тебе хочется есть. Честные и добрые отношения - это и есть соединение с другим человеком. А если ты соединен с ним, то и продукты, полученные от него, соединятся с твоим организмом, не будут ему вредить, а будут помогать. Честность - первое условие здоровья твоего организма. Любить надо других людей по-настоящему. Тогда по-настоящему тебя будет любить жизнь.
Итак, мы убедились, что источник своего существования люди черпают в своем труде, в том числе в контакте друг с другом. Но это легко сказать: установить контакт. В жизни человека бывает такое, что трудно установить контакт. Мало того, часто дружба разрушается непонятно как возникшим конфликтом. И оказывается, чтобы установить и поддержать контакт, нужно уметь преодолевать конфликты. Почему же возникает конфликт? Причина возникновения конфликтов лежит в особой структуре природы развития всего, что нас окружает - Бытия. Существует то, что способно преодолеть противоречия. Противоречие - это форма неединства в природе. Так вот существует только такое единство, которое способно перекрыть возникающее неединство.
Человек существует за счет потребления пищи. При этом человеческий организм создан таким образом, что потребляемая пища должна обеспечить его деятельность по добыче новой пищи. Если эта цепочка будет разорвана - человек погибнет. Пока действует эта цепочка - человек существует. Мы уже говорили, что_ воздействие человека на предметы природы есть процесс соединения с ними. В природе соединяемые человеком вещества или предметы не лежат рядом. Человек их соединяет. Человек - это средство природы для соединения того, что она без него не может соединить. Разрыв между веществами в природе предстает как разрыв между людьми. Этот разрыв может выглядеть и как разрыв последовательности удовлетворения потребностей: человек удовлетворил одну потребность, соединившись с одним предметом, возникла другая потребность, потребность в другом предмете, однако этого предмета нет. Разрыв в природе превращается в разрыв между потребностями в человеке. Или еще пример. Добычей угля занимаются одни люди, добычей железной руды занимаются другие люди в другом месте.
Значит, чтобы выплавить металл, людям надо объединиться и преодолеть расстояние. Так разрыв веществ в природе оборачивается разрывом между людьми. Чтобы прожить, люди должны устанавливать контакты между собой, как во втором случае; или сдерживать, либо совсем ликвидировать потребность свою как не имеющую средств удовлетворения ее в природе. Так или иначе, но последовательность возникновения потребностей в человеке должна соответствовать последовательности размещения средств ее удовлетворения в природе. Разрыв между этими средствами должен быть не больше способности человека преодолеть этот разрыв. Человека и сделала природа таким, чтобы он мог преодолевать имеющиеся в ней разрывы, неединство. Человек - это средство природы для установления в ней единства, где этого не может сделать сама вещественная природа без вмешательства человека.
Каким же образом человек преодолевает конфликты и устанавливает контакты между собой? Каким образом человек контролирует свои потребности?
Конфликт между людьми возникает в виде противоречия их потребностей. Например, ты хочешь рисовать, а твоя подруга хочет идти в кино. Как быть, чтобы не поссориться? Либо так: ты ешь яблоко, и оно тебе очень нравится, но подходит приятель и хочет отнять его у тебя?.. Все это конфликты. Как их уладить, как сделать так, чтобы не поссориться с приятелем и себя не обидеть?
Человек устроен таким образом, что может понять чужую потребность, как свою, а свою - как чужую. В результате получается не только знание себя, но и знание другого, т.е. появляется совместное знание, или сознание. Сознание - это отличительная черта человека. Только человек может понимать себя, как другого, а другого - как себя. Сознание соединяет нас друг с другом. Поэтому чем больше сознания, тем больше человечности. Вот поэтому выражения: "ты имеешь человечность?" или "ты имеешь сознание?" для нас имеют один и тот же смысл. Ведь если я понимаю потребность другого как свою, я начинаю заботиться о ней, как о своей. И если она противоречит моей, я начинаю ограничивать настолько, чтобы они были для меня одинаково удовлетворены. Это значит, я ограничиваю свою потребность до тех пор, пока не исчезнет противоречие. Поэтому сознание наше работает настолько, насколько мы владеем своими желаниями. Как только мы срываемся и отдаемся во власть эмоций - сознание начинает плохо работать, сознание мутится, мы становимся мало похожими на человека.
Сознание нам дано как средство установления контактов, как средство установления единства в природе, единства более совершенного, чем это может установить дочеловеческая природа. Сознание - средство установления единства в природе. Поэтому разум как носитель сознания, как его выражение и есть реальная дорога к всеобщему Единству, к Самобытию, к Богу.
Сила Бога проявляется в нас как наша способность сдерживать свои желания, т.е. как сила воли. Чем больше в нас силы воли, тем больше в нас человеческой силы, тем больше сознания, тем больше в нас Бога. Любое наше действие освящено этой силой Бога. Любое наше действие есть тот или иной поступок. Плохой поступок - говорит об отсутствии этой силы.
Материал данного сайта, в том числе определения понятий, являются интеллектуальной собственностью автора.
Материал, размещённый на данном сайте и не принадлежащий Жульеву В.К., имеет ссылку на истинного автора.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора запрещено.
При некоммерческом использовании ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на автора.