Всякое явление, как единое целое, нельзя разделить на части без того, чтобы не исчезло само явление. Составляя содержание объединяющего явления, данные явления предстают в нем неделимыми частицами содержания. Будучи соединенными в содержании, эти явления едины в том, что образуют единство объединяющего явления. Это значит, в этом они равны, т. е. в содержании они выступают однородными явлениями, однородными неделимыми частицами. В то же время они несут в себе различие между собой. Получается, что содержание состоит из однородных и неделимых частиц, которые соединены единством объединяющего их явления и которые различны своим участием в образовании этого единства. Такая частица несет в себе и то, что объединяет содержание, и то, что составляет различие содержания, его неединство, т. е. все то, чем характеризуется содержание как определенное качество. Поэтому такая частица есть элемент содержания. Как видим, здесь, кстати, качество предполагает отличие. Величина этого отличия и есть количество. Поэтому отличие, выраженное количественно, есть определенное отличие — величина. В то же время всякое отличие есть явление определенного качества. И таким образом, величина есть качество, выраженное количественно.
Всякое явление есть настолько, насколько оно — Самобытие. Стало быть, оно есть настолько, насколько как Бытие обладает единством Единства и неединства. При этом, насколько явление едино, настолько оно выделяется из среды, т. е. настолько оно неедино с ней. Но насколько явление неедино, настолько оно не выделяется из среды, т. е. настолько оно едино с ней. Таким образом, единство единства и неединства в явлении находит свое выражение в единстве его единства и неединства с его средой. Это выражение и определяется нами как форма явления. Форма есть собственное соединение явления со средой. И так как форма есть выражение в среде единства единства и не единства в явлении, как обратное ему, то форма выражает и всю естественность этого соединения. Всякое явление появляется в среде как результат ее единства, как необходимость ее единства, как такое ее единство, которое преодолевает ее неединство. Явление есть такое единство среды, которое преодолевает ее неединство. Поэтому и форма отражает взаимодействие единства и неединства явления, как преодоление этого неединства.
Из предыдущего анализа вытекает, что явление с одной стороны связано со средой, а с другой — с действительностью. И так как сами по себе, без явления, среда и действительность с собой никак не связаны, следовательно то, что связано в явлении с действительностью, не связано со средой. В результате единство явления не проявляется в среде, а неединство явления не проявляется в действительности. Такая двоякость явления определяется в Естестве как внутренняя и внешняя стороны явления. Ограниченность явления выражается в неединстве внешней и внутренней его сторон. Но насколько явление есть единство, Бытие, настолько оно представляет собой связь внутренней и внешней сторон. Тайна явления как Бытия в том и состоит, что оно есть эта связь.
Существование явления обязано единству его частей. Этими частями являются явления среды. Явление существует настолько, насколько выделено из среды. Вместе с тем оно есть единство его единства и неединства, т. е. единство его действительности и среды. Существование явления таково, что оно представляет собой выделение его единства из этой среды, и единство его действительности и его среды. И это единство, и это выделение, вместе взятые, и есть существование явления. А связь или среда и действительность и есть его деятельность, т. е. действительное существование. Преодоление неединства единством в форме предстает как такое воздействие явления на среду, когда единство среды преобразуется в единство явления. Итак, форма явления соединяется со средой, и затем, деформируя себя, деформирует и среду в себя. Если форма есть обратное выражение соотношения единства и неединства в содержании явления, то насколько происходит преодоление неединства в содержании, настолько происходит деформация среды, отделение деформированной части от среды и присоединение ее к содержанию явления. Итак, существование состоит в следующем:
Своей формой явление соединяется со средой. При этом, так как форма несет в себе и единство явления, и единство этого единства с неединством, а это единство есть выделение единства явления из среды, то это единство единства и неединства находит свое выражение в таком изменении соединения формы явления со средой, в результате которого единство явления соединяется с собой, т. е. осуществляет себя как единство. Тем самым ликвидируется неединство явления, выражавшееся в наличии его внешней и внутренней сторон. И настолько, насколько ликвидируется это неединство, настолько ликвидируется ограниченность самобытия явления, настолько оно существует. Единство единства и неединства явления выражается в его форме, как изменение его связи со средой. В результате этого изменения внешняя сторона явления соединяется с внутренней, что и определяет наличие явления в действительности.
Существование явления неотделимо от совершенствования его единства или от его развития. Это развитие осуществляется следующим образом. Ограниченность явления обнаруживается в отсутствии элементов, необходимых для внутреннего единства. Но насколько отсутствует нужный элемент внутри явления, настолько явление едино со средой. Преимущество единства над ограниченностью в явлении деформирует среду, отрывает от нее нужный элемент и присоединяет к содержанию.
Всякое явление, насколько ограничено его единство, настолько имеет среду. В то же время, насколько оно ограничено, настолько соединено со средой. В результате всеобщее Единство нисколько не нарушается и остается безграничным. В то же время частное единство явления, как частное проявление всего Единства, ограничено и поэтому борется с этой своей ограниченностью и в этой борьбе оно имеет в своем вооружении все Единство, так как через среду связано с ним. Стало быть, все дело в том, насколько и как явление связано с этим Единством. Через эту связь оно может обеспечить себе свою безграничность.
Совокупность элементов содержания представляет собой последовательность связи неделимых его частей. Связаны они тем, что объединены в явление. В то же время совокупность их отражает и неединство содержания. Такую совокупность элементов, в которой они с одной стороны связаны друг с другом, а с другой — отличаются друг от друга, мы называем протяженностью. Ведь чем характеризуется протяженность пространства, простирающаяся перед нашими глазами? Только тем, что ее точки, будучи неделимыми и потому не имеющими размеров, с одной стороны, связаны друг с другом, а с другой — отличны друг от друга. И в данном случае элементы содержания имеют те же свойства: неделимы, различны и неразрывно связаны.
Будучи связанными друг с другом и в то же время различными, элементы содержания образуют протяженность содержания. В этой протяженности элементы предстают как неделимые точки. При этом, так как элементы содержания точки недействительны в связи с ее другими точками, то они никак в ней не проявляются. Их в ней нет. Содержание точки — по «ту сторону» протяженности содержания явления, его в ней нет, оно не действительно в ней, оно в ней мнимо. Природа мнимых и комплексных чисел раскрывается именно в этом физическом явлении.
Элемент содержания точки назван мной ниной. Как точки образуют протяженность пространства, так нины образуют протяженность содержания точки, протяженность субпространства.